Новости и события

В Верховном Совете Хакасии состоялось заседание комитета по конституционному законодательству

Повестка заседания обширная и включает более 10 вопросов. Среди них – рассмотрение вопроса о кандидате в мировые судьи, годовой отчет Уполномоченного по правам человека в республике, поправки в выборное и антикоррупционное законодательство, доклад Верховного Совета Хакасии о состоянии республиканского законодательства по результатам мониторинга правоприменения республиканских законов и постановлений парламента за 2022 год. В работе комитета помимо докладчиков по вопросам повестки приняли участие члены Молодежного парламента при Верховном Совете. 

Одобрение членов комитета получил законопроект, внесенный Избирательной комиссией Хакасии. Проектом закона вносятся изменения в 7 республиканских законов. Так, предложено уточнить нормы региональных законов в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией Хакасии. В частности, вводятся запреты и ограничения для лиц-иноагентов на участие в работе избирательных комиссий, проведении референдумов, на внесение пожертвований в фонды референдумов. Исключается положение о том, что одно и то же лицо не может замещать должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия более двух сроков подряд.
Предметом обсуждения комитета также стали два законопроекта с одноименным названием – о внесении изменения в статью 32 республиканского закона о выборах депутатов Верхового Совета  РХ.

Республиканские парламентарии Григорий Назаренко и Денис Кабанов внесли альтернативные законопроекты.  Григорий Назаренко предлагает увеличить общереспубликанскую часть республиканского списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением на выборах депутатов Верховного Совета, с 5-ти до 9-ти кандидатов, объясняя это тем, что увеличение числа кандидатов повысит конкуренцию между избирательными объединениями при проведении парламентских выборов. Денис Кабанов, наоборот, внес инициативу о снижении числа кандидатов (с 5-ти до 3-х) с той же аргументацией об усилении конкуренции только уже внутри политической партии, поскольку сокращение списка положительным образом скажется на взаимодействии депутатов и избирателей, усилении обратной связи с населением. Чем меньше список — тем шире представительство территорий. Это гарантия для жителей муниципальных образований, что от их территории избирется депутат Верховного Совета.

Правовой отдел Аппарата Верховного Совета дал отрицательное заключение на инициативу Григория Назаренко. Юристы считают, что увеличение общереспубликанской части республиканского списка может привести напротив к снижению конкуренции, поскольку депутатские мандаты будут получены только кандидатами, включенными в общереспубликанскую часть списка, в то время как кандидаты, включенные в территориальные группы, депутатские мандаты не получат. Это связано с тем, что распределение депутатских мандатов проводится внутри каждого республиканского списка кандидатов между общереспубликанской частью республиканского списка кандидатов и территориальными группами. В первую очередь депутатские мандаты переходят к кандидатам, включенным в общереспубликанскую часть республиканского списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке. 

Не поддерживает инициативу Григория Назаренко и заместитель Председателя Избирательной комиссии РХ Ираида Чустеева: «Нивелируется принцип распределения депутатских мандатов. Это приведет к снижению электоральной активности. Если будет принят такой закон, тогда территориальную группу можно будет исключить. Учитывая практику 2018 года, мы не дойдем до распределения территориальной группы». 

«Максимальное количество, которое получают по спискам, не превышает 5 мандатов в среднем. Поэтому у любой политической партии, если она закрывает максимальное количество нынешнего представительства (5 мандатов),  остается один, максимум два кандидата, которые пройдут по территориальным округам. Это факт», - подтвердила Светлана Могилина.

Анализ законодательства других субъектов также показал, что максимальное число кандидатов, включенных в общереспубликанскую часть списка, - пять человек максимум.  В СФО пять кандидатов только в Хакасии. 

По альтернативным законопроектам члены комитета решения не приняли, рекомендовали Верховному Совету рассмотреть, применив рейтинговое голосование. Далее свое слово скажет депутатский корпус 29 марта на очередной сессии.  

В числе решений комитета - рекомендовать к принятию на очередной сессии в окончательном чтении поправки в закон о противодействии коррупции, внесенные депутатом Светланой Могилиной. Проектом закона в том числе  уточняется понятие «субъекты коррупционных правонарушений (проступков)». Из него исключается ссылка на перечень государственных должностей Хакасии, поскольку в связи с принятием 414-ФЗ субъектами коррупционных правонарушений стали не только депутаты, работающие на постоянной основе, но и депутаты, осуществляющие деятельность без отрыва от основной деятельности. 

Кроме того, на 47-й сессии Верховного Совета парламентариям предстоит внести изменения в  проект закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты республики по вопросам о противодействии коррупции. Законопроект разработан также депутатом Светланой Могилиной и включает изменения в 3 республиканских закона.

Предложения связаны с принятием Федерального закона от 06.02.2023 № 12-ФЗ, который направлен на защиту персональных данных и предусматривает отмену обязательной публикации сведений о доходах ряда лиц, в том числе региональных депутатов.

В связи с этим проектом республиканского закона предлагается упростить порядок подачи деклараций региональными депутатами, которые наделены полномочиями на непостоянной основе. Информацию о доходах и имуществе нужно будет предоставлять в 3-х случаях: в течение 4-х месяцев с момента избрания депутатом, в случае передачи вакантного депутатского мандата, а также в случае совершения в течение отчетного года сделок на общую сумму, превышающую общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. 

В публичном пространстве будут открыты лишь обобщенные, обезличенные сведения - число поданных деклараций и данные о том, какие нарушения были найдены. 

Ещё одно положение законопроекта определяет порядок прекращения полномочий регионального депутата — его могут лишить мандата в случае отсутствия на всех заседаниях в течение полугода.

Положительно решен вопрос рекомендовать к принятию на сессии законопроект, внесенный Главой Хакасии. Поправки касаются государственной гражданской службы и лиц, замещающих муниципальные должности. Изменения вносятся также в связи с принятием Федерального закона № 12-ФЗ от 06.02.2023 и устанавливают аналогичные правила подачи деклараций для муниципальных депутатов, порядок прекращения полномочий муниципального депутата. 

«На сегодняшний день начинается новый декларационный период для всех депутатов, начиная от депутатов Госдумы и заканчивая депутатами поселковых советов. Депутаты сельского уровня независимо от того, на какой основе они работают, не подают декларации. Депутаты городского и районного уровня, работающие только на профессиональной основе, подают декларации в том же объеме, как это происходило раньше. Муниципальные депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, подают уведомление о том, превышают ли расходы депутата и его супруги в течение последних трех лет за отчетный период доходы или не превышают. Это же касается и депутатов Верховного Совета. Депутаты, работающие на непостоянной основе, подают только уведомление, - отметила Светлана Могилина. - Законопроект касается декларационной кампании 2023 года. В случае его принятия он вступит в силу 1 марта 2023 года». 

Кроме того, проектом закона оговариваются порядок и сроки уведомления прокуратуры РХ или других республиканских госорганов о фактах обращения к лицам, замещающим госдолжности Хакасии, в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

27 марта 2023 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия