Skip to main content
27 мая 2020 года

Депутаты уверены в правильности принятого решения о запрете оборота никотинсодержащей продукции

 

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

Сегодня Верховный Совет Хакасии отклонил протест прокурора,  поступившем в марте текущего года на закон о запрете оборота бестабачной никотинсодержащей продукции и электронных систем доставки никотина на территории республики, принятый депутатами Верховного Совета Хакасии. Сегодня, на заседании сессии Верховного Совета Хакасии указанный протест представлен депутатам для обсуждения и принятия решения. 

Напомним, позиция Прокуратуры Республики Хакасия основана на том, что указанный закон противоречит федеральному законодательству в части регулирования правовых основ единого рынка. В надзорном ведомстве ссылаются на то, что согласно Конституции РФ данный вопрос находится в ведении Российской Федерации и ограничения перемещения товаров, услуг могут вводиться федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Также в протесте приводится довод о том, что бестабачная никотинсодержащая продукция по идентификационным признакам, способу применения относится к пищевой продукции, подпадающей под действие технических регламентов Таможенного союза. В связи с чем в прокуратуре считают, что приняв закон о запрете оборота бестабачной никотинсодержащей продукции и электронных систем доставки никотина парламентарии республики превысили полномочия.   

По итогам рассмотрения вопроса депутаты остались убеждены, что при установлении запрета действовали в правовом поле и исключительно в интересах защиты здоровья и жизни жителей республики. И в первую очередь – детей, для которых бестабачная никотинсодержащая продукция представляет серьёзную опасность. Отстаивая свою точку зрения депутаты настаивают на том, что действовали в рамках правового поля на положениях Конституции РФ и  федерального закона от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Вопросы здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, кроме того, нормы действующего федерального законодательства позволяют субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Кроме того, при работе над законопроектом во внимание были приняты рекомендации Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия по оперативному принятию закона о запрете на продажу так называемых «инновационных никотинсодержащих продуктов».  Согласно выводам специалистов федеральной службы  Роспотребнадзора никотинсодержащие смеси по своей сути являются суррогатным про­дуктом, реализуемым как аналог снюса, оборот которого на территории России  запрещен федеральным законодательством. Представителями  Роспотребнадзора приведены доводы о том, что с учётом низкого качества сырья и антисанитарных условий, в которых во многих случаях изготавливается бестабачная никотинсодержащая продукция, её в подавляющем большинстве можно отнести к нелегальной.      

В ходе доклада депутатам озвучена и практика ряда субъектов Российской Федерации  при регулировании аналогичных правоотношений в ряде российских регионах, в частности в Московской, Ленинградской, Архангельской, Владимирской, Калужской, Кировской, Магаданской, Ростовской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Пензенской, Тюменской областях, Приморском, Ставропольском краях, в республиках Бурятия, Ингушетия, Чувашия принятые законы на уровне регионов не были опротестованы.

Большинством голосов депутаты проголосовали за отклонение протеста.