Новости и события

Команда единомышленников

KJT_3707Шпигальских Ю.А.

В 2017 году Верховный Совет Республики Хакасия отпразднует своё 25-летие — первые выборы в парламент состоялись в декабре 1991 года. И уже 29 января 1992 года открылась первая сессия Верховного Совета Хакасской ССР. С этого времени мы ведём отсчёт работы Верховного Совета.

В первый же день работы пленарного заседания депутаты приняли знаковый закон о переименовании Хакасской Советской Социалистической Республики в Республику Хакасия в составе Российской Федерации. Таким образом, начало работы парламента совпало с периодом становления республики, поэтому справедливо отметить, что история создания Верховного Совета РХ неразрывно связана с историей образования Республики Хакасия.
Начиная с первого созыва основной задачей депутатского корпуса было постепенное формирование законодательной базы республики. Мы приняли Конституцию, базовые выборные законы. На этот период времени приходится создание нормативной правовой базы в сфере налогов и сборов, государственного и муниципального управления, управления государственным имуществом. Хочу сказать, что это было непростое время. У нас не имелось опыта законотворчества, депутаты избирались в основном из бюджетной сферы и любили долго дискутировать. Иногда обсуждение того или иного вопроса повестки длилось на протяжении не одного часа. Может быть, со стороны кажется, что тогда именно благодаря длительным дебатам принимались взвешенные решения, но могу вас уверить, что это не так. Сейчас мы отошли от практики долгого обсуждения вопросов повестки именно на пленарном заседании. Да, кто-то скажет, что заседания потеряли свою зрелищность: нет эмоциональных выкриков, бурных обсуждений. Но парламент — это не театр. И эмоциональность — это не всегда истина. Сейчас острые дискуссии переместились на заседания комитетов и комиссий Верховного Совета. Именно комитеты, рабочие группы — это та открытая площадка для обсуждения, на которой мы заслушиваем предложения всех заинтересованных сторон, находим компромиссы, в конце концов принимаем согласованные решения, которые бы устраивали всех участников законодательного процесса.
А если порой и возникает острая полемика в ходе сессии, то это как раз говорит о том, что дискутирующий депутат, скорее всего, просто не участвовал в процессе подготовки документа. И это ему, конечно, большой минус. Либо это недоработка авторов законодательной инициативы.

Вообще хочу сказать, что хоть мы и называем нашу работу законотворчеством, но как к таковому творчеству она имеет опосредованное отношение. За ней в большей мере стоит кропотливый коллективный труд по согласованию, корректированию решений. И то, что внешне наши решения иногда кажутся скоропалительными, могу вас заверить, не больше чем заблуждение. Все инициативы проходят через «фильтр» различных заключений, экспертиз, в том числе на коррупционную составляющую, поэтому пролоббировать в ходе работы над законопроектом какие-либо частные интересы невозможно.
Кроме того, законопроектная деятельность состоит из множества этапов, которые малоизвестны простому обывателю. Сначала, если инициатива исходит от исполнительной власти, проекты законов готовятся в министерстве или ведомстве. На этом этапе идёт обсуждение на уровне министерства, потом на уровне правительства Хакасии. Когда доходит документ до Верховного Совета, то к его обсуждению подключаются депутаты, общественность и эксперты. Если проект затрагивает интересы большого круга лиц, то, как правило, он публикуется в средствах массовой информации. Кроме того, в обязательном порядке проекты законов предварительно размещаются на сайте Верховного Совета. Те, кому это интересно, могут их почитать, высказать свои предложения. Публичные слушания — это ещё один из способов учесть мнения и запросы жителей республики, услышать друг друга, построить диалог между властью и народом.
Если говорить о качестве законодательного процесса, то огромную роль в этом играет профессиональный состав депутатского корпуса, который с каждым годом становится более подготовленным, способным оперативно реагировать на вызовы времени. У нас происходит и определённая «ротация кадров». В шестом созыве число депутатов сократилось с 75 до 50. А в первом созыве их вообще было сто. Хочу сказать, что это сокращение не повлияло на результат работы парламента. У нас сплочённый и работоспособный коллектив, который принимает взвешенные решения. Можно сказать, что Верховный Совет Хакасии — это команда единомышленников. Благодаря консолидации нам удаётся сохранять внутриполитическую стабильность, которая влияет в целом на стабильность и национальное согласие в республике. За всё это время нам удалось избежать каких-нибудь серьёзных внутренних кризисов и социальных волнений.
К юбилею мы подходим с определёнными результатами и достижениями. За этот хоть и не очень долгий по историческим меркам путь нам удалось сформировать республиканское законодательство, направленное на развитие парламентаризма и гражданского общества в республике, сохранение общественной и политической стабильности, наращивание темпов экономического роста. Республиканский бюджет из года в год носит всё более выраженный социальный характер. Мы внедрили систему мониторинга действующего законодательства. Ведётся планомерная работа по своевременному законодательному обеспечению социально-экономического развития республики.
Хочу сказать, что перед каждым созывом стояли свои особые задачи, которые соответствовали духу времени. Каждый из созывов стремился привнести что-то новое и в законодательную деятельность, и в осуществление контрольных полномочий. При этом главной целью всегда была максимальная открытость работы законодателей для избирателей. И именно благодаря нашей открытости усилилась обратная связь парламента с избирателями, с гражданским обществом, с другими субъектами страны. А значит, возросло и качество законодательных актов.

25-летний юбилей — это всего лишь рубеж. Чувство сопричастности к судьбе Хакасии, гордость за проделанную работу помогают нам уверенно смотреть в завтрашний день. Шестой созыв Верховного Совета продолжает взятый курс на дальнейшее совершенствование республиканского законодательства. Мы ставим перед собой первостепенные задачи сделать Хакасию процветающей республикой, обеспечить достойную жизнь для всех жителей республики. На выборах мы получили доверие наших граждан, поэтому должны сделать всё от нас зависящее, чтобы оправдать их надежды.

 

Юрий ШПИГАЛЬСКИХ,

первый заместитель Председателя

Верховного Совета Республики Хакасия

 

30 ноября 2016 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия