Новости и события

Жизнь сегодня сложна, но она в движении

Карпова для пятого созыва

Как уже принято, ближе к окончанию года можно подводить итоги. О том, что  удалось, что оказалось наиболее сложным и, на первый взгляд, неразрешимым, а что ждет своего часа в будущем – сегодняшний разговор с депутатом ВС РХ от Черногорска, председателем Комитета по культуре, образованию и науке Ларисой Карповой.

-Лариса Борисовна, наверное, Вы согласитесь, что Комитет, возглавляемый Вами, несет на себе чрезвычайную ответственность за будущее нации, республики, малой родины. В частности, города, жители которого избрали Вас в состав Верховного Совета Хакасии. Кто завтра придет на смену нынешнему поколению?  Образование, патриотическое воспитание, условия, в которых живут наши дети – все это важные составляющие. А на Ваш взгляд, решение каких проблем стало наиболее существенным в работе Комитета? На что обращали внимание в последние годы?

- Если уже упомянуто патриотическое воспитание молодежи, конечно, именно оно формирует мировоззрение тех, кто завтра будет руководить страной. И основы этого воспитания должны быть едины для всего государства, для всех его граждан. В связи с этим республиканские парламентарии вышли с обращением к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву и Председателю ГД ФС Сергею Нарышкину о необходимости принятия нормативного правового акта РФ, устанавливающего единые основы патриотического воспитания граждан России. Параллельно  с ходатайством об ускорении процесса обратились и к депутату Госдумы Надежде Максимовой, членам Совета Федерации Евгению  Серебренникову и Валентине Петренко.

На что мы опирались, что старались отразить в данном обращении – это, в первую очередь, на то, что в свете изменения политической ситуации, активной спекуляции на памяти людей, когда меняются местами герои и предатели,  назрела необходимость в более тщательной проработке механизмов  в процессе гражданско-патриотического воспитания нашей молодежи, ее допризывной подготовки. Нужно активнее привлекать ее к участию в жизни  всех сфер государства.

Надеюсь, что принятие данного нормативного акта,  его закрепление на федеральном уровне также  разграничит ответственность  органов государственной власти, субъектов и органов местного самоуправления.

В  14 субъектах РФ уже сделана попытка регулирования  отношений в сфере патриотического воспитания через принятие местных законов. Однако в них отсутствуют единые цели и задачи, а также не прописан единый понятийный аппарат.  Говоря коротко, закон нужно не просто принять, а привести все составляющие патриотического воспитания  к общему знаменателю, чтобы четко знать, на кого  ляжет  ответственность за то, каких граждан, с какими духовными ценностями и идеологией мы вырастим.

В Хакасии закон «О патриотическом воспитании в РХ» мы приняли 12 мая текущего года, обсудив его  широкой аудиторией на парламентских слушаниях 18 февраля 2016г.

- Какие еще аспекты нашей жизни попали в зону внимания республиканских депутатов и, в частности, Комитета по культуре, образованию и науке?

- В числе трех самых значимых обращений, инициировали которые парламентарии Хакасии, значится и тема софинансирования  федеральным бюджетом  проведения капитального ремонта и реконструкции образовательных организаций, в которых просто назрела необходимость.  Причем в этом мы далеко не одиноки. Подобная проблема характерна для многих субъектов Российской Федерации.

 Сделаю небольшую ремарку – особого внимания стоит не только выделение средств на строительство школ и детсадов, в котором назрела необходимость, но и на проведение капремонтов. И в нашей Хакасии до сих пор есть  такие школы, в которых дети учатся в две смены. Позиция федеральной власти такая, что любая общеобразовательная организация должна иметь удобные для учебы и административно-хозяйственной деятельности помещения – библиотеки, спортивные залы, столовые, медицинские кабинеты.  Но не всегда целесообразно относить сроки проведения ремонтов школ на последний этап реализации существующей федеральной Программы, так как это может привести к полному износу объектов инфраструктуры общего образования.

Сегодня  8261 здание российских школ требует капитального ремонта, а помещения 4896-ти не имеют всех видов благоустройства. В течение 2015-го свыше 9 тыс. школьных зданий имели уровень износа 50-70%, 6 тыс. имели износ свыше 70%. Разве это не тревожный показатель?

В Хакасии за счет субсидий из федерального бюджета, предназначенных для проведения  противоаварийных мероприятий и мероприятий по капитальному (текущему) ремонту школ в рамках модернизации региональных систем общего образования, обновились 58 школ. Однако на начало 2016-го  в республике остались  восемь  школ, нуждающихся в увеличении  площадей путем возведения пристроек к занимаемым зданиям – столовых, спортзалов. Для этого нам не хватает еще 140 млн рублей. И такая ситуация не только в нашей республике. Сегодня, учитывая сложнейшее финансовое состояние регионов, своими силами решить такую сложную задачу очень проблематично. Поэтому наши республиканские депутаты и вышли с инициативой в Госдуму и Правительство РФ  с данным Обращением – предусмотреть в рамках Программы, начиная с текущего года, предоставление субсидий из федерального бюджета на проведение капремонтов школ и детских садов.  Второй год мы с группой депутатов «пробиваем» внесение поправки о возведении пристроек столовых в нескольких образовательных организациях РХ, в том числе и в черногорской школе №4. В этом году на бюджетной сессии мы опять вернемся к  значимому для республики вопросу.  

Остается  проблема обеспечения  всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях. Депутаты Верховного Совета также приняли обращение, касающееся участия федерального бюджета в финансировании завершения строительства детсадов субъектами РФ  в рамках исполнения федерального проекта «Модернизация региональных систем дошкольного образования». В период с 2010 по 2015 годы, благодаря финансовой помощи государства в размере свыше 824 млн , в республике было создано около 9 тыс. мест в дошкольных группах полного дня пребывания в муниципальных образовательных  организациях, 631 место – в частных детсадах, 2184 – в дошкольных группах кратковременного пребывания. Республика вложила в данные мероприятия  в два раза меньше – 401 млн. Благодаря вводу в Черногорске детсада «Ягодка» на сегодня в единственной территории Хакасии ликвидирована очередь в детсады. Надеемся, что этот процесс не прервется.

- Лариса Борисовна, забота об обеспечении жильем детей-сирот – тоже под эгидой Вашего Комитета?

- Тема чрезвычайно сложная, так как в идеале любой сирота, достигнув совершеннолетия, должен обеспечиваться жильем. На деле все гораздо сложнее. Причина все та же – нехватка средств. 

В 2016 году в Черногорске  на приобретение жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделены субвенции порядка 20 млн рублей, почти равными долями бюджетами республики и государства. Еще 29,4 млн поступило в рамках реализации постановления правительства РХ № 267, всего город получил 49,5 млн. По состоянию на 8 ноября 2016г. на эти средства было приобретено 45 квартир и еще на одну объявлен аукцион.  До конца текущего года в городе будет 46 детей-сирот – новоселов, из них 31 квартира уже обрела своих хозяев.

Мы понимаем, что все поднятые темы достаточно серьезные, и не только для нашего региона. Для их решения потребуется  время, средства и конечно, профессионализм и заинтересованность всех ветвей власти. Есть хорошее выражение французского маршала Фердинанда Фоша: «Не говорите мне, что эта проблема сложна. Будь она проста, ее бы просто не было».  Учитывая помощь и  содействие  российской государственной власти,  ситуация в Хакасии изменится в лучшую сторону. Ведь интерес общий – наше благополучное будущее, которое создаем сегодня.     

Надежда Михалёва (газета "Черногорск")

21 ноября 2016 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия