Новости и события

Михаил Саражаков: «Органы местного самоуправления должны активнее пользоваться своим правом законодательной инициативы»

KJT_2905 Саражаков М.А.

В настоящее время налицо расширение полномочий органов местного самоуправления и, как следствие, их возрастающая роль в системе управления. Это связано, прежде всего, с проводимыми реформами в сфере государственного и муниципального управления, направленными на децентрализацию власти в России. И сегодня на первый план выдвинуты проблемы обеспечения муниципалитетов собственными ресурсами вследствие снижения доходной базы местных бюджетов, недостаточного финансирования социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований  из республиканского бюджета, отсутствия квалицированных кадров из-за снижения привлекательности муниципальной службы.

В решении этих проблем им помогает комитет Верховного Совета по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям,  задачи которого, помимо законотворческой деятельности,  оказывать содействие в работе органов местного самоуправления и общественных организаций, что, в общем-то, и вытекает из названия комитета.

Деятельность комитета охватывает практически все стороны жизни жителей республики.  Полномочия органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения населения, межнациональные отношения, деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций, органов ТОС,  Общественной палаты Хакасии, развитие общественных инициатив - эти и многие другие направления являются предметом нашего пристального внимания. При этом, члены комитета как самостоятельно разрабатывают новые законопроекты, так и оказывают консультационную помощь другим авторам новых инициатив. Работа ведется на всех этапах законотворчества, от момента рождения идеи о разработке правового документа и далее на протяжении всей его «жизни», при применении закона на практике.

В текущем году представительные органы местного самоуправления стали инициаторами четырех законопроектов. Это, конечно, немного, но надо отдать им должное. Разработка качественного документа – нелегкая задача, она требует подкованности в юриспруденции. Также нужно уметь видеть на перспективу и быть в курсе нововведений в постоянно меняющемся законодательстве.  Надо отметить, что Советы депутатов муниципальных городов и районов с этой задачей справляются, постоянно повышая эффективность законодательных инициатив. Как результат – две инициативы стали республиканскими законами. Один из них  устанавливает целевой характер использования древесины, заготавливаемой для собственных нужд. Второй закон предусматривает классные чины муниципальных служащих и порядок их присвоения. Одно законодательное предложение находится на рассмотрении республиканского парламента.

От себя хочу поблагодарить всех за проделанную работу, а также пожелать активнее пользоваться своим правом внесения законодательных инициатив. Муниципальным властям дано право отстаивать интересы населения, и они должны им пользоваться. Должны влиять на положение дел на территориях муниципалитетов посредством законодательных инициатив. Кроме того, на местах лучше знают проблемы и потребности избирателей. И я также уверен, что  «власти шаговой доступности» вследствие лучшей управляемости легче реализовывать проекты и контролировать расходы. В свою очередь, чтобы привлечь представителей местных властей к непосредственному участию в законотворческой деятельности, мы ввели в практику проведение ежегодных обучающих семинаров для руководителей и специалистов представительных органов муниципальных образований.

Возвращаясь к теме переданных полномочий, еще в 2014 году в рамках проводимой реформы в сфере муниципального управления мы приняли республиканский закон № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия». Этим нормативным актом в ведение сельских поселений были отнесены 18 вопросов местного значения. Принятию закона предшествовала большая работа по выяснению позиций всех заинтересованных сторон: республиканских властей, глав районов и поселений. В итоге был принят закон, который закрепил за сельскими поселениями 18 полномочий в сфере жизнеобеспечения жителей сельских поселений. К ним, в том числе, относятся вопросы ЖКХ, дорожная деятельность, обеспечение жильем малоимущих граждан, сбор и вывоз ТБО, ритуальные услуги и содержание мест захоронения.

Хотя эта законодательная инициатива была тщательно проработана рабочей группой, и решение было согласовано со всеми участниками процесса распределения полномочий, тем не менее, не далее как через полгода вопрос передачи полномочий был поднят снова. Стали поступать альтернативные предложения от муниципалитетов либо расширить  отдельные полномочия сельских поселений, либо наоборот исключить из ведения сельских поселений вопросы ЖКХ. Соображения с той и с другой стороны подкреплялись доводами об отсутствии финансовых, имущественных возможностей, а также квалифицированных кадров для реализации полномочий.

На прошлом пленарном заседании республиканского парламента депутатский корпус в очередной раз отклонил такое предложение, инициированное на сей раз Аскизским сельсоветом, о передаче полномочий с уровня поселений на уровень муниципального района в сфере ЖКХ. Я считаю, что было принято разумное решение сохранить данные обязанности за поселениями, ведь передавать полномочия надо с  имущественным комплексом, а для этого нет правоустанавливающих документов. При этом, и время для передачи выбрано неудачное – отопительный сезон уже начался. Также добавлю в качестве аргумента еще одну важную деталь – если будет принят такой закон, то будет потеряна управляемость, так как сельские поселения находятся порой очень далеко от районных центров. И если произойдет коммунальная авария, то решить сразу ее не получится.

Разумеется, вопрос мы решали не в одночасье. Предварительно это предложение было детально проработано: законодательная инициатива была разослана всем главам поселений и районов, чтобы выяснить их мнение. Созданная еще в 2014 году рабочая группа, состоящая из руководителей республиканского парламента, профильных министерств и муниципальных образований, в очередной раз собралась и рассмотрела все «за» и «против», оценила все последствия в случае принятия этого закона.

Очевидно, что эта проблема лежит на поверхности и связана она в первую очередь с отсутствием финансовых средств на исполнение обязательств перед жителями муниципалитетов.  И здесь мы не одиноки. По информации Счетной палаты России с 2005 года количество непосредственно делегируемых полномочий с федерального на региональный уровень увеличилось с 11 до 117. Увеличение составило 10,6 раз. И Верховный Совет Хакасии в решении этого вопроса не стоит в стороне. Хроническое недофинансирование и неподкрепленность переданных полномочий финансовыми средствами вынуждает нас обращаться к Президенту России и в Правительство Российской Федерации  за оказанием поддержки для осуществления полномочий.  Так, в июне текущего года на 30-й сессии Верховный Совет Республики Хакасия обратился за дополнительной финансовой помощью в сумме не менее 3 млрд. рублей. Федеральный центр откликнулся на наше обращение. И уже на сентябрьской сессии Верховного Совета приняты изменения в республиканский бюджет на текущий год в связи с поступлением дотаций на сумму около 1 млрд. рублей.

Также мы постарались решить проблемы муниципалитетов, в частности малых сел,  с помощью принятия поправок к закону об административно-территориальном устройстве, которыми мы регламентировали порядок образования новых населенных пунктов. В этом мы активно поддерживаем правительство Хакасии, которое четыре года назад приняло программу по сохранению и развитию малых и отдаленных сел. Сегодня под программу подпадают 127 населенных пунктов. В каждом таком малом селе проживает менее двухсот человек. Программа продлена до 2018 года и ставит своей целью решить ряд стратегических задач: это в целом улучшение качества жизни населения через развитие личного подворья и фермерских хозяйств, а также активизация работы потребительской кооперации на селе. Я считаю, это очень важная инициатива. Нужно поддерживать, развивать село. Очень хочу, чтобы люди не уезжали в поисках лучшей жизни, оставались жить у себя на малой родине. Чтобы могли реализовать себя и здесь. У нас все для этого есть. Нужно только всем постараться, приложить усилия. И у нас все получится.

Хотелось бы отметить ту большую работу, которую провел комитет по присвоению безымянной горе в Таштыпском районе имени нашего знаменитого земляка, заслуженного деятеля науки Хакасии Леонида Романовича Кызласова. Инициатором выступил Совет старейшин Хакасского народа. Верховный Совет впервые на практике апробировал положения принятого в 2014 году республиканского закона о выявлении мнения населения, а комитет выступил связующим звеном между профильным министерством, муниципалитетом и общественной организацией. Он курировал продвижение этого вопроса, направлял запросы в различные инстанции, согласовывал с Росреестром наименование горы. Конечно, было учтено и мнение жителей Таштыпского района. На этапе подготовки документов было проведено информирование населения с целью выявления мнения об одобрении предложения. Жители с радостью и гордостью отнеслись к тому, что самая высокая вершина в Хакасии высотой около 3 тысяч метров будет носить имя выдающегося хакасского ученого, чья слава простирается далеко за пределы малой родины.  Опираясь на положительную оценку жителей, Совет депутатов Таштыпского района также одобрил это предложение. Сейчас  вопрос проходит заключительную фазу согласования.  Документы переданы в Минэкономразвития России. На выходе от них ждем постановление Правительства Российской Федерации о присвоении горе имени Кызласова.

Позади парламентские каникулы, комитет активно включился в работу. Нам предстоит до конца года разработать еще два законопроекта.  В целом, планируем рассмотреть четыре законодательные инициативы. И, конечно, ждем новых законодательных инициатив от Советов депутатов.  Мы готовы к конструктивному диалогу и рады будем выслушать новые предложения, которые  будут способствовать развитию территорий муниципальных образований.

 

 

Михаил Саражаков,

председатель комитета Верховного Совета

 по местному самоуправлению,

общественным объединениям

и межнациональным отношениям

 

 

 

12 октября 2016 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия